Previous Entry Поделитесь Next Entry
В России появится новый налог?
В правительстве обсуждают возможность возрождения налога с продаж, на этот раз в виде сбора.

Налог

Такую меру рассматривают как альтернативу предложению Минфина, которое уже назвали "налоговым манёвром 22/22". Напомним, глава ведомства Антон Силуанов предложил для оптимизации налоговой нагрузки на бизнес привести ставку налога на добавленную стоимость и совокупную ставку страховых взносов к 22%, т.е. суммарную ставку взносов (сейчас 30%) снизить, а НДС (сейчас 18%) повысить до указанного размера. Против такого предложения уже высказались эксперты, прогнозируя неизбежный существенный рост цен (в среднем на 15-20%), который значительно опередит рост доходов населения и соответственно ухудшит положение россиян. Также без особого восторга инициативу Силуанова восприняли в Минтруде и Минэкономразвития.

На случай, если предложение Силуанова будет отклонено, в экономическом блоке правительства считают возможным ввести на региональном и федеральном уровне новый торговый сбор, по сути повторяющий налог с продаж. Как пояснил источник "Ведомостей" в правительстве, ставка сбора составит не более 2-3% — при большей ставке есть риск ухода его плательщиков "в тень".

Собеседник "Ведомостей" уточняет, что формат сбора, а не "классического" налога выбран по нескольким причинам. Во-первых, таким образом предполагается "притормозить" рост цен: сборы не выделяются в чеке отдельной строкой и на их сумму не увеличиваются цены. Во-вторых, таким образом удастся избежать противоречия с постановлением Конституционного суда, принавшего введение налога с продаж параллельно с НДС незаконным (об этом ниже). По словам источника, такой вариант представляется лучшей альтернативой повышению НДС: введение сбора повлияет только на розничных продавцов, а повышение ставки НДС сказалось бы на всём бизнесе и спровоцировало бы вывод дополнительных средств из оборота. Кроме того, по словам другого источника, часть сбора (какую — пока неизвестно) планируется перечислять в бюджеты регионов и/или муниципалитетов.

Механизм администрирования нового сбора пока не проработан подробно, что в принцие объяснимо: пока такой вариант обсуждается только как одна из версий. Но уже ясно, что собирать его будут на основании данных контрольно-кассовых машин (ККМ), работающих онлайн. Норма об обязательном применении такой техники уже принята: все организации розничной торговли, которые сейчас используют ККМ в работе, должны перейти на неё к 1 июля этого года, а те, кто сейчас не обязан применять кассы — ровно через год. Таким образом наиболее вероятной датой введения сбора можно назвать начало следующего за последним сроком введения онлайн-ККМ года, т.е. январь 2019-го.

"Газета.ру" напоминает, что впервые налог с продаж (НСП) ввели ещё в СССР — в 1991 году. Тогда он был призван заменить налог на оборот. Полученные средства направляли на стабилизацию денежного обращения и реализацию программы поддержки малообеспеченного населения. Позднее, после распада Союза, налог отменили, введя вместо него НДС. Спустя несколько лет, в 1998-м, правительство РФ вернулось к идее НСП, отдав полномочия по его введению и сбору на региональный уровень. Субъекты федерации сами решали, вводить ли налог на своей территории и какую для него определить ставку (в установленных пределах — до 5%). Собираемые средства распределялись между региональными и муниципальными бюджетами, причём регионы получали в полтора раза меньше — 40% от сбора. Таким образом муниципалитеты стимулировали на обеспечение высокой собираемости налога, от которой зависела и наполнение их бюджетов. В общем, регионы и муниципалитеты введению налога были рады. Но не бизнес. в итоге группа предпринимателей обратилась в Конституционный суд РФ, попросив оценить законность НСП. Суд признал налог нарушением конституционного принципа равного налогового бремени. Кроме того, отмечалось, что оба налога — НДС и НСП — являются так называемыми "оборотными" налогами, т.е. для их расчёта используется одна база, что недопустимо. В итоге с 2004 года налог с продаж в России отменён.

Впоследствии были попытки вернуть НСП. Так, в 2012 году вице-премьер Аркадий Дворкович поддержал предложение заменить им НДС, но против выступили оба профильных ведомства — Минфин и МЭР. В 2014-15 годах уже Минфин предложил ввести НСП параллельно с НДС. По оценке специалистов министерства, это принесло бы региональным и муниципальным бюджетам значительую прибавку: в 2015 году — 194,8 млрд руб., в 2016-м — до 210,7 млрд руб., в 2017-м — до 230 млрд руб. Но тут против высказались уже Минэкономразвития и ЦБ.

И последняя попытка возвращения НСП была предпринята Минздравом: в этом году министерство предлагало ввести налог с продаж табачной продукции — не для пополнения региональных и местных бюджетов, а как меру ограничения употребления табака. Но и эта идея не была поддержана.

В общем, достаточно прохладно у нас относятся к налогу с продаж — и государство, и бизнес, и суд. И в то же время некоторые эксперты склонны считать, что его возвращение стало бы "меньшим злом" в сравнении с предложенным Минфином ростом НДС.

Опрошенные "Давыдов.Индекс" эксперты также достаточно скептически смотрят на перспективу введения налога с продаж.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры "Бухгалтерский учёт, анализ и аудит" Южно-Уральского государственного университета Екатерина Федина напоминает, что ранее НСП отменили в том числе из-за его неэффективности. По её словам, плюс в предлагаемом варианте только один — то, что ставка сбора значительно меньше ставки НДС, особенно если его увеличат до 22%. А вот минусов несколько: "Во-первых, поскольку налог с продаж является косвенным налогом, то его введение грозит увеличением цен на потребляемые физическими лицами товары, работы и услуги. С учётом того, что реальные доходы населения весьма снизились за последние несколько лет, такая ситуация может грозить увеличению числа россиян, находящихся за чертой бедности.
Во-вторых, учитывая, что объектом налога с продаж являются наличные расчёты и приравненные к ним, основное бремя ляжет на малый и средний бизнес. Следовательно, это приведёт к значительному снижению количества субъектов малого и среднего предпринимательства за счёт ухода в теневую экономику либо банкротства.
В-третьих, при условии введения налога с продаж стоит весьма тщательно оценить необходимость наличия в налоговой системе РФ торгового сбора, введённого не так давно в часть 2 Налогового кодекса РФ. А также проверить выполнение такого принципа налогообложения, как принцип соразмерности. <...>
Построение налоговой системы должно осуществляться с позиции установления экономически обоснованных налогов. И наиболее важным условием, на мой взгляд, является создание комфортных условий для деятельности экономических субъектов, которые предполагают наличие приемлемого налогового бремени."


Председатель совета приморского регионального отделения "Деловой России", руководитель рабочей группы "Честная и эффективная экономика" приморского регионального штаба ОНФ Алексей Тимченко считает неправильным одновременное применение НДС и НСП: "Сейчас предлагается ввести не налог с продаж в чистом виде, а немного модернизировать "торговый сбор", который относится к местным сборам, и распространить его на все регионы Российской Федерации. Тут есть определённая "федеративная" логика — это, конечно, будет способствовать пополнению региональных и местных бюджетов. <...> Это и попытка сбалансировать бюджетную систему, переориентировав часть налоговых поступлений на уровень регионов. Однако это всё позитивно повлияет на собираемость налогов в краткосрочной перспективе, а в долгосрочной перспективе собираемость налогов снизится, то есть перспектив у такого нововведения нет. <...>
Но, если повышение налогов неизбежно, то лучше всё же ввести торговый сбор, нежели повысить НДС. Логика тут проста — введение торгового сбора повлияет в основном только на розничные продажи и будет способствовать пополнению региональных и местных бюджетов в Российской Федерации, то есть сразу пустит деньги в регионы и создаст там условия для улучшения бюджетной ситуации. <...>
Сегодня государство проигрывает за счёт снижения налоговой нагрузки на бизнес и послаблений для него, но в перспективе выиграет, так как получит увеличение сборов за счёт роста экономики в стране и её регионах."


Как считает председатель Новгородского регионального отделения "Деловой России", руководитель Департамента экономического развития Новгородской области Евгений Богданов, введение НСП в любом виде должно сопровождаться как минимум снижением ставки НДС, иначе это может не дать ожидаемого эффекта: "Я считаю,что в нынешней ситуации вести речь о введении дополнительного налога не совсем хорошо. Если вводить налог с продаж, то нужно говорить о каком-то понижении или отмене НДС. <...> Введение налога с продаж прежде всего вызовет рост цен, что как следствие негативно скажется на россиянах. Есть и хороший плюс от НСП с точки зрения прозрачности и собираемости. Возвращение к этому налогу позволит контролировать предприятия, тем более сейчас вводятся кассовые аппараты с передачей данных в реальном времени, поэтому с точки зрения контроля за уплату налога, наверное, это для государства момент положительный. Но ещё раз подчеркну, тогда введение НСП нужно рассматривать в связке с понижением других налогов. <...>
Для бизнеса основной вопрос не стоит в том, каких налогов должно быть больше. Его больше всего интересует стабильность налоговой системы. Она не должна меняться часто. Например, та упрощённая налоговая система, которая есть сейчас для малого бизнеса, позволяет ему худо-бедно выживать, потому что налоговое бремя не такое большое. А вот организациям, находящимся на общей системе налогообложения, приходится тяжело. Для таких организаций больше важны имущественные налоги. <...>
Уверен, что повышая налог с продаж, нужно снижать налог на добавленную стоимость. Минфин должен посчитать, сколько потеряет или приобретёт бюджет в результате введения НСП. Понижение налога на добавленную стоимость уменьшит бремя на производителя и переложит его на конечного потребителя и на организации, занимающиеся продажей. Может быть это и правильно, но только в том случае, если НДС будет понижен."


Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».

Ссылки в тему:
Налог в регионы
В России создаются условия для введения налога с продаж, подумали чиновники
22 на 22%: как Минфин надеется оздоровить экономику налоговым маневром

Последние записи в журнале

  • Госдолг: регионы уходят в минус

    Несмотря на общую тенденцию к снижению объема государственного долга регионов, наиболее проблемные регионы так и не могут справиться с долговой…

  • Выборы-2018. Ожидания. Татарстан

    Продолжаем обсуждать с экспертами возможный уровень явки избирателей на выборы президента в марте 2018 года в российских регионах. Сегодня говорим о…

  • Реновация. Вторая волна грядет

    Сергей Собянин не исключил запуск второй волны программы реновации в Москве. Такое заявление мэр Москвы сделал, выступая в Российском…

  • Сельские депутаты уйдут в тень?

    "Единая Россия" решает, стоит ли избавить сельских депутатов от необходимости подавать декларации о доходах. С таким предложением…

  • Выборы-2018. Ожидания. Самара

    Продолжаем собирать мнения экспертов о том, какой может оказаться явка избирателей на президентских выборах 2018 года в регионах России. Сегодня…

  • "Яблоко". Москва. Митрохин под угрозой?

    Федеральное бюро "Яблока" приняло в партию сразу 39 сторонников главы штаба "Объединенных демократов" Максима Каца. Ранее он…


Вопрос - зачем этот необязательный инфоповод? ВВП уже высказался на счет аналогичных инициатив. Кто-то что-то придумывает, а результат - только брожения и недовольства у простых людей. Так и хочется сказать, а не специально такие вбросы организуются.

И не один. Не Медведеву же только одному виноградники и дворцы иметь. У Пахана корифанов много.

?

Log in

No account? Create an account