Previous Entry Поделитесь Next Entry
Долги регионов: кто виноват и что делать
По данным Счётной палаты, госдолг российских регионов продолжает расти.



Об этом заявила в интервью телеканалу "Россия 1" глава ведомства Татьяна Голикова. По её словам, за последние годы госдолг регионов увеличился более чем вдвое: "К сожалению, за последние пять лет государственный долг субъектов РФ возрос в два с лишним раза."

Голикова пояснила, что одной из главных причин такого роста является несбалансированность региональных бюджетов. Другой важный фактор — передача регионам полномочий, на исполнение которых в их бюджетах не нашлось средств: "Произошла передача на уровень регионов такого количества полномочий, необеспеченных финансовыми ресурсами, которые многим регионам оказались не под силу. Во многих случаях, к сожалению, дефициты бюджетов регионов связаны с тем, что они просто не могут исполнить эти полномочия."

По данным Счётной палаты, которые приведены в пояснительной записке докладу о ходе исполнения федерального бюджета за январь 2017 года, суммарный госдолг российских регионов на 1 февраля составил 2,32 трлн рублей. Это немного меньше, чем было на конец 2016 года (2,35 трлн). Причём, как стало известно в феврале из результатов исследования, которое провело "Аналитическое кредитное рейтинговое агентство" (АКРА), впервые за те же 5 лет сумма задолженности субъектов федерации перед государством превысила сумму их коммерческих долгов, т.е. обязательств перед банками, держателями облигаций и т.д. Тогда же эксперты АКРА спрогнозировали, что в этом году долг регионов перед федеральным бюджетом начнёт сокращаться, т.к. запланированные платежи по ранее выданным кредитам превысят выделенные на новые кредиты суммы. В дальнейшем эта разница будет расти: в 2017 году она составит около 30-40 млрд рублей, в 2018-м — 130 млрд и в 2019-м — 150 млрд рублей. После 2019 года кредитную поддержку регионов продолжать не планируют.

Напомним, льготные (практически бесплатные — под 0,1% годовых) кредиты, предназначенные для достижения сбалансированности бюджетов, регионам выделяются с 2014 года, т.е. уже четвёртый год. И тем не менее пока ни одному региону не удалось добиться поставленной цели, долги как росли, так и растут, только их структура (т.е. кому должны) меняется. Понятно, что в разных регионах и ситуация с долгами разная, есть и регионы, где сокращают задолженность или хотя бы не позволяют ей расти. Но таких буквально единицы, и они лишь немного "сглаживают" общую тенденцию.

Доцент кафедры теоретической экономики и государственного и муниципального управления Петрозаводского государственного университета, кандидат экономических наук Иван Конев соглашается с Голиковой в оценке причин роста долгов регионов, но считает, что решать эту проблему должен федеральный центр, а не регионы: "Полностью согласен с Голиковой. Причём увеличение госдолга наблюдается по всем регионам. Необходимо, и об этом говорят многие депутаты, пересмотреть в данном случае закон о бюджетной системе и межбюджетных отношениях. На самом деле, полномочия по решению госполномочий передали в регионы, а финансирование под них делают якобы по нормативам, которые далеки от реальных потребностей. <...> Поэтому регионы вынуждены брать кредиты. Мы действительно наблюдаем перекос в межбюджетных отношениях. И решать проблему с госдолгом уполномочен только центр. Сами регионы с этой проблемой не справятся."

Заведующий кафедрой экономической теории и регионального развития Челябинского государственного университета, профессор Алексей Шумаков видит несколько путей выхода из ситуации: "Это главная проблема — долги регионов. <...> Проблема, которую обозначила Татьяна Голикова, для многих регионов является очень актуальной.
Вариантов выхода из сложившейся ситуации много. В первую очередь это оптимизация государственных расходов. Чтобы бюджеты регионов были сбалансированы, необходимо, чтобы на те расходы, которые установлены по закону, хватало доходов. Значит, центру нужно поделиться с регионами доходами. Самый плохой вариант — сокращение перечня и объёмов установленных законом выплат для разных социальных категорий граждан. Этот вариант, конечно, лучше вообще не рассматривать. Что касается обеспечения сбалансированности расходных и доходных полномочий, то в данной ситуации нужно перераспределить доходы между центром и регионами. И здесь есть две проблемы. Первая — сокращать некие федеральные расходы, на что центр не пойдет. Вторая — у многих регионов в нынешней экономической ситуации просто нет доходных источников."


Как считает заместитель директора Воронежского филиала РАНХиГС, профессор, доктор экономических наук Александр Соломахин, снизить размер госдолга регионов в обозримом будущем не удастся: "Основная задача сейчас — сохранить прежний уровень госдолга, чтобы он не рос. Если в рамках этого требования будет выдерживаться бюджетная политика, то темпы роста госдолга будут снижаться. Это то, что касается динамики.
Что касается реализации снижения этого государственного долга, то я не вижу никаких механизмов, которые бы этому способствовали. Думаю, что госдолг будет в пределах от 2 млрд 350 млн до 2 млрд 600 млн рублей существовать. <...> Если система налогообложения будет меняться в сторону расширения возможностей регионов, то здесь можно прогнозировать стабилизацию госдолга субъектов РФ, а затем, возможно, снижение. Но ещё раз подчеркну, что кардинально снизить его не получится."


Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».

Ссылки в тему:
Голикова: госдолг регионов за пять лет вырос более чем в два раза
Регионы: долги растут

Последние записи в журнале


?

Log in

No account? Create an account