Previous Entry Поделитесь Next Entry
Бюджетные конфликты урегулируют
Найден способ урегулирования противоречий, возникающих при разработке и реализации бюджета между Минфином и ведомствами, отвечающими за экономическое развитие.

Арбитр

Для этих целей планируется создать в России институт бюджетного арбитра, главная задача которого — наладить эффективное взаимодействие между Минфином и Минэкономразвития в рамках работы над бюджетом. Такая идея была озвучена в прошлом году межведомственной экспертной группой и одобрена на состоявшемся в конце декабря заседании научного совета при Совете безопасности РФ.

Источник "Известий", принимавший участие в заседании, поясняет, что рассматривается два основных варианта реализации этого предложения. В первом случае (так называемая "американская модель") функции арбитра возьмёт на себя президент через Администрацию президента, во втором ("британская модель") — премьер министр через создание специальной правительственной комиссии.

Собеседник издания уточнил, что бюджетный арбитр станет неким согласительным органом, посредником, призванным устранить противоречия в позициях Минфина, который обычно старается урезать финансирование тех или иных статей, и ведомств, задачи которых требуют расходов — Минэкономразвития, Минпромторга и т.д. При этом основной целью бюджета будет не техническая консолидация, а увеличение ВВП. Роль бюджета сменится с пассивной на активную, перед ним будут стоять задачи развития за счёт конкретных отраслей, регионов и проектов: "Должны быть определены чёткие цели бюджетной политики исходя из источников экономического роста: за счёт каких регионов, отраслей и программ возможен рост ВВП. Например, вопрос о поддержке сельхозпроизводителей, автопрома или логистики будет решаться исходя из конкретного прогнозируемого их вклада в экономическую ситуацию."

Источник подчеркнул, что помимо основных "заинтересованных сторон" в решении возникающих конфликтов через бюджетного арбитра примут участие эксперты и представители бизнес-сообщества.

Кроме этого он уточнил, что сменится и приоритет в формировании бюджета: если до сих пор главным была его сбалансированность на краткосрочном горизонте, то теперь большее внимание будет уделяться эффективности расходов в более долгосрочной перспективе. Также будет изменён принцип формирования бюджета и ключевых документов: "Все стратегические документы должны приниматься консолидированно на уровне бюджетного арбитра, а не за закрытыми дверями в Минфине."

Формирование концепции института бюджетного арбитра планируется завершить уже в конце января, после чего её представят президенту.

"Известия" отмечают, что именно несоответствие бюджета задачам экономического развития неоднократно становилось причиной критики главного финансового документа со стороны самых разных источников — Счётной палаты, представителей Госдумы, экспертного сообщества и т.д. В частности Счётная палата не раз обвиняла Минфин в том, что при формировании бюджета он, упоминая о мешающих развитию экономики структурных проблемах, никогда не предлагает пути их решения, и предпочитает обеспечивать низкий дефицит бюджета путём заморозки расходов. По мнению Счётной палаты, всё это препятствует выполнению поставленной президентом задачи развития экономики.

Директор АНО "Институт реформирования общественных финансов", ведущий научный сотрудник Института системного анализа РАН, заведующий кафедрой факультета государственного управления РАНХиГС, доктор экономических наук Владимир Климанов в беседе с "Давыдов.Индекс" высказывает сомнения в эффективности института бюджетного арбитра: "Главное, всегда нужно понимать механизм и функционал разных участников данного процесса, а не то, как они будут называться и даже как будут нормативно закрепляться. Можно вспомнить в качестве доказательства этого то, что у нас формально существует бюджетная комиссия при правительстве, возглавляемая председателем правительства и включающая основную его часть, в том числе и министра финансов и министра экономического развития. Формально бюджетная комиссия рассматривает законопроект о бюджете до того, как из правительства данный документ уходит в Государственную Думу. В связи с этим действенность института бюджетного арбитра всё-таки вызывает вопросы в части его нужности и целесообразности, если все основные проблемы так или иначе всё равно обсуждаются на заседании правительства. Ещё одно замечание, касающееся возможности введения института бюджетных арбитров, связано с тем, что взаимоотношения Министерства финансов и Министерства экономического развития на этапе принятия проекта бюджета всё-таки должны быть различными, по крайней мере, на первоначальных этапах. <...> В этой связи понятно, что при формировании проекта бюджета, например, в части прогнозов показатели Минэкономразвития будут более оптимистичными, чем у Минфина. Нет ничего плохого в том, что изначально ведомства подходят к рассмотрению этих вопросов по-разному. В этой связи процедура нахождения компромисса должна носить формально-выраженный характер, но, с другой стороны, создание формального института бюджетных арбитров может не привести к ожидаемым результатам, которые мы хотим увидеть при нахождении этого компромисса во время формирования проекта бюджета."


Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.

Ссылки в тему: В России может появиться бюджетный арбитр

Последние записи в журнале


?

Log in