Previous Entry Поделитесь Next Entry
Кому и для чего нужны опросы?
Таким вопросом ВЦИОМ традиционно задаётся в конце осени, накануне Дня социолога — неофициального профессионального праздника, который уже 22 года отмечается в России 14 ноября по инициативе преподавателей и студентов факультета социологии СПбГУ.

Опрос

Как показывают результаты очередного такого опроса, большинство россиян — 81% — по-прежнему в той или иной степени уверены, что соцопросы нужны. Для сравнения: год назад так считали 84% опрошенных, а в 2013-м — 69%. В то же время доля тех, кто говорит о ненужности социологии, сохраняется на том же уровне — 12% (в 2015-м и 2013-м годах их было 12%).

Сторонников обеих точек зрения также попросили аргументировать свои позиции, назвав причины, по которым опросы нужны либо не нужны. Так, наиболее популярными подтверждениями нужности опросов стали высказывания о том, что "Необходимо знать общественное мнение, о чём думает народ" — 45% (в 2015-м — 37%, в 2013-м — 49%), а власть "должна знать мнение людей для решения их проблем" — 35% (в 2015-м и 2013-м — соответственно 34% и 30%).

Те, кто считает опросы ненужными, в первую очередь утверждают, что они "бесполезны и не влияют на ситуацию в стране, это пустая формальность, только для отчётности" — 55% (в 2015-м — 65%, в 2013-м — 76%). Вторым по популярности аргументом стало "Методика проведения опросов не позволяет отразить мнение всего населения" — 9% (в предыдущих двух опросах соответственно 4% и 2%).

Около двух третей — 65% — участников опроса согласны с тем, что результаты социологических исследований отражают действительно существующие в обществе мнения. Что касается предвыборных соцопросов и их соотношения с реальными результатами выборов, то тут ответы разделились так: 15% считают, что результаты опросов всегда или почти всегда совпадают с конечным итогом выборов, 29% — что они часто совпадают, 22% — что такие совпадения редки и 17% думают, что таких совпадений не бывает или бывают, но очень редко.

В общем, тема соцопросов людям интересна. Более того, большинство уверено в их нужности. Действительно, опросы помогают не только узнать мнение людей по тому или иному вопросу, но и выявить некоторые закономерности, позволяя спрогнозировать реакцию россиян на те или иные изменения. Недаром же на них тратятся достаточно существенные суммы: по данным Ъ, за 2014-2016 годы из бюджетов всех уровней на оплату социсследований ушло около 2,1 млрд рублей. Лидерами по суммам выигранных в этот период госзакупок стали НИУ ВШЭ (167,9 млн руб.) и ВЦИОМ (125 млн). По оценке директора управления социально-политическими исследованиями ВЦИОМа Кирилла Родина, госзакупки составляют около трети рынка социсследований, т.е. более $100 млн в год.

Своим мнением о сегодняшнем дне отечественной социологии и о нужности опросов делится социолог, заместитель директора "Калининградской мониторинговой группы" Алексей Высоцкий: "Предлагаю не путать опросную деятельность с социологической. Социология — это наука. А опросная деятельность — это скорее прикладная "машинка", которая возникла в США как способ оперативного доклада о реакции общества на те или иные ситуации, вещи, решения. <...>

Поэтому в смысле социологии я кризиса не вижу, в смысле опросной деятельности постоянные развороты в работе через социальные сети, через новые формы, это будет происходить всегда. <...>

Я считаю, что в социологии никакого кризиса нет. Считаю, что российская социологическая школа по-прежнему сильна, в России социологические опросы с очень высокой точностью отражают по тем или иным вопросам мнение общества."


Политолог, директор "Центра социально-политических технологий" Владимир Инютин в комментарии для "Давыдов.Индекс" рассуждает о возможном кризисе американской социологии, где предвыборные исследования не "попали" в итог выборов: "Я не думаю, что американская социология по методологии на уровень ниже чем российская, при всём моём патриотизме. Здесь, если мы говорим про выборы президента, то впервые были совершены такие масштабные описки. Это явление, которое называют "избыточная лояльность" при ответе на вопросы анкеты. У нас этот фактор на прошедших выборах не сыграл. Даже оппозиция набрала немного меньше. <...>

Я думаю, что это не кризис американской социологии. Нужно несколько менять методику. Я здесь согласен с рядом экспертов, которые говорят о том, что необходимо политаналитику совмещать с социологией при прогнозировании итогов выборов."


Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.

Ссылки в тему:
ВЦИОМ: Опрос об опросах: зачем и почему?
Эксперт оценил госзакупки социсследований в $100 млн в год

Последние записи в журнале

  • Выборы-2018. Ожидания. Башкортостан

    Продолжаем знакомить читателей с прогнозами экспертов о том, какой будет явка на президентские выборы в регионах. Сегодня — Республика…

  • Агломерации: будущее российских городов

    Минэкономразвития в марте следующего года представит на утверждение Стратегию пространственного развития России. Особое место в документе занимают…

  • Регионы: экономика идет в рост

    Сразу 12 российских регионов за январь-сентябрь 2017 года показали рост по пяти основным секторам экономики. Отстающих оказалось меньше. Об…

  • Госдолг: регионы уходят в минус

    Несмотря на общую тенденцию к снижению объема государственного долга регионов, наиболее проблемные регионы так и не могут справиться с долговой…

  • Выборы-2018. Ожидания. Татарстан

    Продолжаем обсуждать с экспертами возможный уровень явки избирателей на выборы президента в марте 2018 года в российских регионах. Сегодня говорим о…

  • Реновация. Вторая волна грядет

    Сергей Собянин не исключил запуск второй волны программы реновации в Москве. Такое заявление мэр Москвы сделал, выступая в Российском…


Кому и для чего нужны опросы?

hole_in_fence

2016-11-15 03:43 (UTC)

на хер никому не нужны: трата времени и денег ...

?

Log in

No account? Create an account