Previous Entry Поделитесь Next Entry
Регионы посчитали на разрыв доходов
Доходы самых богатых и самых бедных регионов России отличаются в семь раз. Неравенство регионов растет из-за сокращения трансфертов из федерального бюджета.

Карта

К такому выводу пришло рейтинговое агентство «АКРА», изучившее финансовые показатели субъектов федерации. По его данным, с января по июнь 2016 года бюджетные доходы российских регионов увеличились на 3% (с поправкой на инфляцию — снизились на 5%). Однако у 20% самых богатых регионов доходы выросли на 1,7%, а у 20% самых бедных рост доходов составил всего 0,3%.

Таким образом 20% самых богатых регионов имеют относительный уровень собственных доходов в 6,8 раза более высокий, чем 20% самых бедных. Собственные доходы — это налоговые и неналоговые поступления, они не включают безвозмездные поступления из федерального бюджета, уточняет РБК.

Разрыв по доходам между самыми богатыми и самыми бедными регионами увеличивается из-за сокращения трансфертов регионам из федерального бюджета, считают авторы исследования. С учетом помощи государственной казны разрыв удается сократить до 4,2 раза. Но по данным агентства в первом полугодии объем трансфертов из федерального бюджета, выделенных регионам упал на 12%, а их доля в доходах бюджетов снизилась до 17% по сравнению с 20% в первом полугодии 2015 года.

Исследователи также отмечают, что увеличение разрыва в прошлом году произошло из-за девальвации рубля, благодаря чему существенно увеличились доходы экспортно-ориентированных регионов, таких, как Ханты-Мансийский автономный округ, Сахалин, Красноярский край.

В июле директор департамента межбюджетных отношений Минфина Лариса Ерошкина заявила, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности Минфин планировал оставить на уровне текущего года, но при этом она предупредила, что межбюджетные трансферты сокращаются на 15,5% и в первую очередь это коснется субсидий.

В частности, дотации на повышение заработной платы бюджетникам снижаются на 5% — в 2016 году они составляли 30 млрд рублей. Трансферты на дорожную деятельность от уровня текущего года планировалось сократить почти в два раза.

— Если относительный уровень трансфертов будет сохранен, то увеличение разрыва может быть приостановлено при условии замедления темпов роста расходов. То есть четырехкратный разрыв по совокупным доходам на душу населения как минимум сохранится, — считает старший аналитик группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова.

Однако при условии неизменности налоговой политики доля трансфертов в доходах бюджетов будет снижаться на 1% в год, что будет обусловливать рост неравенства и в дальнейшем.

По данным Минфина на 1 августа 2016 года доля коммерческого долга в общем долге регионов составляет 49%. В начале года эта доля составляла 60% — регионы имеют возможность замещать часть коммерческого долга бюджетными кредитами. Но АКРА ожидает, что в 2017 году возможности по замещению долга ограничатся и регионы будут вынуждены опять начать наращивать коммерческий долг.

— Действительно, доходы бюджетов российских регионов в пересчете на душу населения значительно дифференцированы, как дифференцирована и численность населения регионов. Собственно, потому и используются механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности, и применяются они почти ко всем регионам, за исключением 14 в текущем году, хотя и в различной степени, — рассказывает ведущий научный сотрудник лаборатории исследований социального развития Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Александра Полякова.

При этом эксперт отмечает, что различие в доходах между регионами в 2007 году было и вовсе девятикратным.
— Данное обстоятельство проблематизируется в связи с объективным сокращением возможностей федерального бюджета поддерживать трансферты хотя бы на том же уровне, не говоря уже о «возмещении» девальвационных эффектов. Это неизбежно повлечет продолжение тренда на увеличение доходного неравенства регионов по совокупным доходам, берущего свое начало в 2013 году, — подчеркивает она.

Независимый финансовый аналитик, директор по экономике и финансам группы компаний «Уралпрастик» Константин Селянин считает, что для такого большого разрыва в доходах регионов есть объективные и субъективные предпосылки.
— Объективные причины очевидны. Россия — огромная страна, состоящая из 85 субъектов федерации от крайнего севера до жаркого юга, поэтому надеяться на равномерное развитие регионов было бы большой наивностью. Кроме того, не стоит забывать, что наша экономика сырьевая. В связи с этим понятно, что есть, например, Ямало-Ненецкий автономный округ, где проживает небольшое количество населения, но зато там сконцентрированы месторождения нефти и газа. По причине сосредоточения в нем природных ресурсов, ЯНАО относится к богатым регионам, и уровень жизни там, значительно отличается от других регионов, в частности, например, северокавказских.

Разницу между регионами, по мнению эксперта, можно компенсировать не только трансфертами, но и другими способами, но для этого необходимо создавать благоприятную экономическую обстановку и преференции для бедных регионов.
— Сегодня в России видны попытки решения данного вопроса. В частности, это создание территорий экономического развития и особых экономических зон. Но, к сожалению, сам механизм работы подобных территорий пока вызывает больше вопросов, чем ответов. Поэтому сегодня, если обратиться к реальности, именно трансферты из федерального центра являются бюджетообразующими для экономически слабых регионов. Стоит заметить, что как только ухудшается ситуация в целом в экономике в стране, так сразу начинается напряжение с выделением трансфертов из федерального центра в регионы. Поэтому и возникает семикратный разрыв, который не удается за счет бюджетной политики выровнять надлежащим образом, — резюмирует Селянин.

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.

Последние записи в журнале

  • Выборы-2017. Избиркомы. Орел

    Заканчиваем изучать работу избирательных комиссий российских регионов в преддверии единого дня голосования-2017. Последним регионом в нашем списке…

  • Академию отдали президенту

    Госдума расширила полномочия президента в процедуре выборов главы Академии наук. Напомним, законопроект об изменении процедуры выборов…

  • Топ-5 депутатских повесток за 12-18 июля 2017 г. от фонда "Петербургская политика"

    1. Вячеслав Володин (ЕР, ГД). Предложил Армении сделать русский язык официальным для признания водительских прав в РФ. 2. Олег Смолин (КПРФ, ГД)…

  • Выборы-2017. Избиркомы. Липецк

    Продолжаем знакомиться с работой региональных избирательных комиссий накануне единого дня голосования-2017. Сегодня расскажем о Липецкой области.…

  • Богатые тоже платят?

    Секретарь Общественной палаты России Валерий Фадеев предложил "взять" у наиболее обеспеченных жителей страны 500 млрд рублей, которые они…

  • Оптимизация по Кудрину

    Глава ЦСР Алексей Кудрин приоткрыл завесу тайны над разработанной под его руководством стратегией развития России на 2018-2024 годы. Во…


?

Log in