Previous Entry Поделитесь Next Entry
Почему плохая оценка никогда и ничему не научит ребенка
Школьный учитель — об оценках за почерк, помарки и поведение

Редкий учитель в редкой школе пытается построить урок так, чтобы детям было интересно: чтобы не хотелось отвлекаться, шептаться, а хотелось — чему-то научиться. Большинство пытается справиться с забывчивостью, неаккуратностью (как может показаться, на первый взгляд) и желанием повертеться двойками. Учитель литературы Татьяна Кокусева объясняет, почему снижать оценки за исправления, забытую дома тетрадь или излишнюю активность — глупо, а главное, бесполезно.

1

Школа — это не только образование, результаты тестов и подготовка к институтам. Школа — это все-таки одиннадцать лет жизни ребенка. Здесь он учится жить в обществе людей, отстаивать свою точку зрения или приходить к компромиссам, доказывать собственную правоту. Здесь он должен получить мотивацию, желание знать и искать знания. И в конце концов, к окончанию одиннадцатого класса определиться с выбором профессии. Так должно быть в том идеальном мире, которого нет.

На деле же многие дети побаиваются учителей в младших классах, в средних — не хотят учиться, в старших — задвигают школу в дальний угол. Родители в ужасе ищут репетиторов и не понимают, что происходит: ребенок упорно не хочет, ребенок совсем не старается, у него напрочь отсутствует интерес. Их неглупый и сообразительный малыш оценивает себя как неспособного к учебе и предпочитает заниматься чем угодно, но не уроками. А дело вовсе не в том, что он лентяй.

Когда ребенок попадает в школьный коллектив, он сталкивается сo множеством правил. Эти правила в виде запретов, оценок и требований напоминают хаотично и нелепо расставленные флажки, за которые нельзя выходить. Первоклашки с первых дней знают, что сидеть нужно прямо, по возможности не шевелясь и не издавая звуков. Домашние задания нужно исправно и аккуратно выполнять каждый день. «Палочки должны быть попендикулярны», как говорил герой «Двух капитанов». В первом классе появляются и первые мотивационные оценки за попендикулярные палочки. Это значит, что за корявый почерк, зачеркивания и отпечатки измазанных чернилами пальцев оценка в тетради снижается.

С точки зрения российской педагогики, ребенок, получив оценку на балл или два ниже, в следующий раз непременно постарается написать лучше

А потом еще лучше. И так до заслуженной «пятерки». Однако, что-то в этом плане не работает. Дети в первом классе еще не умеют писать красиво. У большинства первоклассников письмо — это неравная битва с наклонами, нажимами, закорючками и плавными хвостиками. Слова играют в чехарду над линиями в тетради, буквы отличаются друг от друга шириной и размером. Почерк человека, недавно научившегося писать, далек от совершенства и требует огромной концентрации внимания. Отсюда и грязь, и зачеркивания, и не в ту сторону повернутые буквы. Палец вдавлен в ручку с такой силой, что даже через много лет после окончания школы мозоль напоминает о мучениях.

И вот текст побежден. Ученик с гордостью отдает тетрадь учительнице. А в ответ получает «трояк» и строгое замечание на полях «старайся!». Потом еще раз и еще. В какой момент ребенок плюнет на бессмысленную борьбу с собственным почерком и смирится с вечной тройкой? Кроме того, почерк зависит не только от старания. Легкие неврологические нарушения, психологические зажимы и напряжение тоже влияют на почерк. Психологи часто пишут, что дети большого города испытывают постоянный стресс от бешеного ритма жизни, школа же и сама является отдельным испытанием. В результате получается, что оценивая почерк ребенка в первые годы учебы, учитель по сути оценивает психологическое состояние и природные данные, а не старание каждого конкретного ученика.

К оценкам за плохой почерк присоединяются и другие, призванные научить ребенка собранности и серьезности. Моей знакомой посреди рабочего дня звонит рыдающая дочь-пятиклассница. С трудом пробившись сквозь всхлипы, мама узнает, что дочь получила двойку — за забытую дома тетрадь. Буквально за день до происшествия девочка поставила себе цель — закончить четверть на одни пятерки. Благородная задача разбилась вдребезги о забывчивость. Возмущенная мама позвонила учителю и в ответ услышала — в следующий раз будет внимательно собираться в школу. А заодно узнала, что в журнал двойку, конечно, не поставили, так что волноваться не нужно, общую картину оценок ничего не испортит.

Возникает логичный вопрос — зачем же нужна эта двойка Шредингера, если ее как бы и нет?

Получается, что после объяснений мамы ребенок уже в пятом классе должен понять, что взрослые зачем-то разыгрывают показушные спектакли под видом акций устрашения. И что на самом деле это не значит ничего вообще. Вывод простой — плюнуть и не обращать внимания. Учитель от такого отношения не выигрывает.

Обеспокоенные родители приводят к репетиторам учеников средних классов. Диагноз — много ошибок в диктантах, постоянные тройки и двойки. Смотрю в диктант. Всего ошибок, посчитанных учителем, — девять. Оценка — два. Внимательно разглядываю диктант и выясняю, что в действительности грамматических ошибок всего четыре. Остальные — неправильно написал, подумал, исправил. Исправление засчитано как ошибка. Но ведь исправил сам, вспомнил правило, вроде бы похвально. Оказывается, для оценки это не имеет значения.

2

Учителя приводят доводы — на экзаменах любая помарка засчитывается как ошибка. Получается, что уже в пятом-шестом классе ученик должен думать об экзамене и на всякий случай бояться. Мало ли что. Вот вырасту, размышляет, наверное, пятиклассник, пойду ЕГЭ сдавать, да как ошибусь, да как зачеркну ошибку, да как снизят мне балл, не поступлю в институт!

Обучение проходит под лозунгом «проложи свой путь к неврозу заранее»

Не забудем и об оценках за поведение. Разговаривал на уроке — двойка. Бегал по школе — двойка. Ковырял в носу, считал ворон, писал записки, не так летел, не так свистел. Все учитывается и оценивается. Раньше поведение официально было удовлетворительным и неудовлетворительным. Зачем это было нужно — неизвестно. Не помню ни одного отпетого хулигана, который бы вышел с неудом по поведению в аттестате. Оценки за поведение никому не мешали вести себя как хочется, разве что портили немного нервы родителям.

С поведением учеников российская школа пока не разобралась. Как запугать этих маленьких негодяев до такой степени, чтобы не мешали учителю говорить? Вести уроки так, чтобы было интересно, постоянно занимать беспокойные детские мозги деятельностью — такой вариант рассматривается лишь изредка, в отдельных школах и отдельными учителями. Обычно же особо активным ставится оценка за энергию, направленную не в то русло. И оценка эта не пять. Помню, как в конце восьмидесятых наш беспокойный класс исключили из пионеров почти в полном составе. За поведение. Сначала только пугали, а затем собрали общешкольную линейку и отобрали галстуки. Воспитанные советской школой, наши учителя не учли одного — мы были уже постперестроечными детьми и нам было все равно. То, что должно было стать страшным унижением, стало смешным событием, не более. Так же на сегодняшних детей действуют оценки за поведение — никак.

Спор учителей с родителями на тему мотивационных оценок вечен. Учителя считают, что оформление работы, почерк и внимательность должны оцениваться, потому что от этого зависит и результат экзамена, и навыки работы с текстами и документами во взрослой жизни. Родители говорят, что дети присвоили себе ярлык вечного троечника и стараться не хотят. Удивительно, но правы и те, и другие, но дело с мертвой точки не двигается.

Школа, как окаменевший мамонт, меняется медленно и за методы держится крепко

Но ведь если подумать, то что же такое случится, если не поставить двойку за забытую тетрадь, сменку или физкультурную форму? Ну вот что? Земля налетит на небесную ось или, может, все сразу начнут забывать тетради, формы и сменки? Думаю я, что все учителя прекрасно понимают, что не случится ничего, если сегодня ученик напишет работу на листке, а потом аккуратно вклеит его в тетрадь. Об этом можно договориться понятными словами. Может быть, вместо оценки за поведение, подумать, что не так с конкретным ребенком. Подобрать ему дополнительную или снять лишнюю нагрузку, поговорить с родителями, отвести к школьному психологу.

Это не универсальные правила, но к каждому конкретному случаю что-нибудь да подойдет. Что же касается оценок за почерк и оформление работы, то, на мой взгляд, давно пора разделить форму и содержание. Ребенок будет четко понимать, над чем ему работать, где подтянуть навыки, а не расстраиваться из-за очередного трояка за правильно решенную, но неудачно оформленную задачу.

Неизвестно, почему школа упорно не хочет понимать, что похвала лучше мотивирует, чем гневный окрик

Тем более, если речь идет о детях, у которых пока нет уверенности в своих способностях. Если их постоянно одергивать, понукать и занижать оценки, из них вырастут неуверенные взрослые. МЕЛ




Последние записи в журнале

  • Путин сделал ставку

    Президент России на заседании Валдайского дискуссионного клуба объяснил перестановки в губернаторском корпусе. Путин заявил, что ротация…

  • Готова ли Россия к будущему?

    На заседании Валдайского клуба в Сочи обсудили готовность стран G20 к будущему. Россия оказалась крепким середнячком в этом вопросе. Индекс…

  • Бюджет: Голикова против регионов

    Глава Счетной палаты Татьяна Голикова обвинила российские регионы в завышении расходов, которые планируют в процессе исполнения бюджета. Об…


Бред!
Еще и Шредингера приплели...
Земля не сойдет с орбиты из-за забытой школьной формы...
На встрече выпускников вспоминали учителей и помнятся именно те, которые были строги и последовательны. Их предметы знаем до сих пор, в отличие от лояльных (были и такие).
Система воспитания должна быть идентичной как дома, так и в школе. Должны быть традиции, как в Японии, тогда будет толк от поощрения.
Толку в лояльности учителя, если дома нет порядка? Или наоборот.

Должен быть комплексный подход! Плохая отметка и ремень отца научит гораздо лучше. Только где те отцы..

зачем стараться если всегда плохой, просто по определению, зачем уходить в минус.
у нас в 5 или 6 классе пришла новая математичка после института, обыкновенная гопота. ничего не могла объяснить, на все вопросы ответ был один "ты чо дурак? сам разбирайся". весь класс съехал на двойки по математике. она ставила 2 всем без разбору, за одну ошибку или исправление в контрольной, без разговоров 2. мы просто перестали учиться, не было смысла стараться, потому что в итоге все равно было 2. ее потом убрали и вернули прежнюю математичку, и оказалось что мы за год все забыли и нам надо учиться математике заново.

за почерк оценки снижали всегда, не было мотивации стараться писать и решать грамотно, все равно больше трояка не ставили.

поведению всегда было НЕУД, только не понятно за что. я не был холиганом, не дрался в школе и не носился по коридорам. но сцука все равно "неуд".

Edited at 2016-05-14 22:29 (UTC)

НАКОНЕЦ-ТО БОЛЕЕ-МЕНЕЕ АДЕКВАТНЫЙ ПОСТ!

ogbors

2016-05-14 23:27 (UTC)

Разумеется весь принцип школьного образования, всю систему - необходимо менять на корню!
http://olegmatvey.livejournal.com/709690.html

Re: НАКОНЕЦ-ТО БОЛЕЕ-МЕНЕЕ АДЕКВАТНЫЙ ПОСТ!

imed3

2016-05-15 01:29 (UTC)


Критиков много но нет дельного предложения. По новым стандартам двойки ставить нельзя, а слабых учеников доводить до девятого класса в надежде что он каким-то образом сдаст государственный экзамен. Всё это глупость. Система оценки для того и придумана чтобы кого то поощрить, а кого то наказать. Метод кнута и пряника существует тысячелетиями. И до сих пор он работал и многие поколения выучены по нему. И вот нынешние гуманисты решили притвориться как будто у нас все умненькие такие, но очень ранимые и им незаслуженную сразу ставить высокую оценку. Но таким образом обесценивается труд умных детей.
Конечно гневный окрик это плохо, но прежде чем рассуждать на подобные темы следовало бы побывать на месте учителей и взглянуть на проблему изнутри:)

Ну вот , в японской началке плохую оценку за забытую тетрадь не поставят. А выставят ребенка перед классом и будут позорить. Нудно, старательно. Три- четыре таких мероприятия- и одноклассники с презрением относятся к ребенку.
Учитель на следующий год сменится, а с жтими " друзьями" жить шесть лет.

все забыли, что учит не только "школа", а "семья и школа"

вот да ,эти 2 фото полный идиотизм, у меня такой-же преподаватель в техникуме по алгебре был.

неправильно написал, подумал, исправил.

a_shestakov

2016-05-15 12:19 (UTC)

вам потом такой врач аппендицит удалять будет. Отрезал ухо, подумал, исправил - отрезал второе, подумал, исправил - вырезпл аппендицит. Думать устал, забыл в животе скальпель.

Re: вам потом такой врач аппендицит удалять будет

ungern

2016-05-16 07:50 (UTC)

Вы когда-нибудь почерк врачей видели? Пишут непонятно, а лечат же. Ну не зависит профессиональная деятельность человека от красоты почерка.

Re: вам потом такой врач аппендицит удалять будет

a_shestakov

2016-05-16 08:10 (UTC)

Если вас устраивает врач, режущий с ошибками - имеете право.

?

Log in

No account? Create an account